Использование сказок для психологической помощи детям

лечение сказкой

Использование сказок в детской психологии

Сказкотерапия широко используется в психотерапевтической практике для оказания психологической помощи детям, и, как это не покажется удивительным, взрослым.
В этой статье мы расскажем о применении терапии сказкой в детской психологии.
Сказкотерапия стала использоваться в качестве инструмента психотерапевта относительно недавно, хотя сама по себе существует с незапамятных времён. Сказкотерапия - пожалуй, самый детский метод психологии, и, конечно, один из самых древних. Сегодня это направление считается одним из самых перспективных. Как же психологи используют сказки при работе с детьми?
Психолог (или родитель) рассказывает ребенку сказку и таким образом дает ему возможность взглянуть на свои поступки со стороны, т. е. ребенок, слушая историю, узнает в ней себя и может более объективно оценить свои поступки и отношения с другими.
Издавна сказки служили нравственным законом, учили детей жизни на примере героев сказочных историй. Анализируя интерес ребенка к каким-либо определенным историям или их героям, можно многое узнать о его внутреннем мире, а также найти способ ему помочь. У Вашего ребенка есть любимая сказка, он просит ее почитать снова и снова? Значит, эта история затрагивает очень важные для ребёнка темы. Тогда трудную для ребенка проблемную ситуацию нужно «разрешить» сказочным способом, например, придумав героев, которые будут помогать ему и охранять его от мнимых и реальных опасностей. Это даст возможность Вашему малышу по-другому отнестись к проблеме в реальной жизни, найти новые ресурсы для совладания с ситуацией или же другие способы реагирования и взаимодействия. Это также разовьет воображение ребёнка, научит свободно, не страшась опасностей, импровизировать, использовать для преодоления трудностей и решения задач свои творческие способности.

Психологическая помощь Вашему ребенку

Сказкотерапия является эффективным средством самопознания ребенка, так как служит средством встречи его с самим собой, являясь отражением его скрытого, еще не осознанного внутреннего мира.
Не менее важно, что сказка обеспечивает также контакт с другими, выступая «волшебным зеркалом» реального мира. Сказочная метафора в силу присущих ей особых свойств отражает процесс общения, построения взаимоотношений, достижения взаимопонимания между людьми. А так как социальные контакты очень важны для нормального психического развития ребенка, поэтому сказкотерапия может оказать неоценимую помощь в этом развитии.
Эффективность использования сказки определяется следующим – успех достигается посредством моделирования жизненных ситуаций и поведенческих реакций, как позитивных, так и негативных. Сказочные существа совершают ошибки или же наоборот достойные поступки, на которых и учится ваш ребенок. Сказка может также помочь в выработке хороших привычек, например – научиться мыть руки или убирать в комнате. Умелый и находчивый родитель успешно применит волшебную историю в воспитательных целях — на примере сказочных существ и событий, с ними происходящих, покажет своему ребенку что быть добрым, щедрым и отзывчивым лучше, чем жадным, злым и недоброжелательным. Ведь известно, что проще и успешнее всего дети обучаются в игровой форме.
Но лечение сказкой для детей может быть использована не только для выработки хороших привычек и в воспитательных целях. В случае, когда детям требуется специальная помощь в какой-либо конкретной области (например нарушен сон или аппетит), терапия сказкой применяется в детской психологии для избавления ребенка от страхов, фобий, неуверенности в себе и ночных кошмаров.